I. KANT UND ANTHROPOLOGICAL DIMENSION OF TRANSCENDENTAL PHILOSOPHY /И. КАНТ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Л.И. Тетюев / L.I. Tetyuev

Abstract


В статье обсуждается актуальность вопроса о философской рефлексии научных данных о природе человека, который определяет значимость и необходимостью критического подход, трансцендентальной философии И. Канта. Кантовский вопрос «Что есть человек?» в статье получает новую интерпретацию и дальнейшую переработку ключевой проблемы антропологического измерения трансцендентальной философии. Трансцендентальная философия не может быть ограничена только классической областью теории познания и логики, она имеет отношение и к онтологии, и к нравственной практике. Трансцендентальная философия изучает человека как такового в общей и объединяющей перспективе, однако выступает и критической по отношению существующим концепциям человека. Для кантовской трансцендентальной философии человека значение человеческого Я определяется, прежде всего, ядром единства познавательной способности и нравственного достоинства, своего рода высшим выражением проявления трансцендентального субъекта нравственного действия и эстетического отношения в мире. Определение человека как деятельного существа И. Кант предпринимает в «Антропологии с прагматической точки зрения». Человек в этой своей двойной, идеальной, проекции – эмпирической и трансцендентальной, – предстает не только как феномен, но и как ноумен. Специфическая «конечность» человека как свободно действующего существа в статье определяется в качестве трансцендентального субъекта. Неокантианство в объяснении человеческой природы исходит из самого человека как носителя духовно-культурной активности. Согласно Х. Книттермаейеру, трансцендентальная философия и философская антропология должны быть объединены. Заслугой неокантианства является еще и то, что оно породило новый взгляд на проблему конкретной субъективности, личности. Проблема бытийной индивидуации становится предметом исследования в философии П. Наторпа и Э. Кассирера. В широком смысле слова философский проект современной антропологии усиливает, прежде всего, момент нравственного самоопределения человека, благодаря которому осуществляется возможность разумного и свободного волеизъявления. Более того, открытым остается вопрос и о прагматической составляющей, ко- SYMPOSIUM: Л.И. Тетюев. 59 торая определяет моральный статус человека как гражданина мира. Человек как гражданин мира – это мировоззренческая, прагматическая установка «личного» сознания, которая способствует преодолению своей ограниченности и исключительности, и порождает потенциальное возрастание до вселенского масштаба. Кантовская идея человека как гражданина мира – это пример новозаветной эсхатологии с практическими выводами, выраженными в философском эссе о «Вечном мире». В планетарном масштабе сегодня речь должна идти об этическом измерении антропологической парадигмы. Проект трансцендентальной философии человека сохраняет уникальную возможность порождения новой критической оценки существующих учений о человеке.

Keywords


трансцендентальная философия И. Канта, философская антропология, трансцендентальный идеализм, человек как моральное существо, трансцендентальный субъект, субъективность, личность, философия человека

References


ЛИТЕРАТУРА

Верен Д. Ж. Кант, Гегель и Кассирер. Происхождение философии символических

форм // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. С. 405–420.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963–1966. Т. 6. С. 349-588.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: В

т. 1963–1966. Т. 6. С. 5-23.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. 1963–1966. Т. 3. С.69-774.

Кант И. О различных человеческих расах // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963–1966. Т. 2.

С.443-462.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1995. С. 477-491.

Тетюев Л. И. Трансцендентальная философия: современный проект. – Саратов:

Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики М., 1997.

Brelage M. Studien zur Transzendentalphilosophie. Berlin, 1965.

Düssing K. Die Theologie in Kants Weltbegriffe. – Bonn, 1968.

Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. - 2. Aufl. Frankfurt а. M., 1951.

Höffe O. Transzendentale Ethik und transzendentale Politik: Ein philosophisches Programm // Prinzip Freiheit. Eine Auseinandersetzung um Chancen und Grenzen transzendentalphilosophischen Denkens. – Freiburg-München, 1979. – S. 141–170.

Knittermeyer H. Der Mensch der Erkenntnis. Hamburg 1962.

Krings H. Reale Freiheit. Praktische Freiheit. Transzendentale Freiheit // Simon J. (Hg.):

Freiheit. Theoretische und praktische Aspekte des Problems. – Freiburg-München, 1977.

– S. 85–113.

Rickert H. Die heidelberger Tradition und Kant. Berlin, 1934.

TRANSLIT

Veren D. ZH. Kant, Gegel' i Kassirer. Proiskhozhdeniye filosofii simvolicheskikh form //

Kassirer E. Zhizn' i ucheniye Kanta. SPb., 1997. S. 405–420.

Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoy tochki zreniya // Kant I. Soch.: V 6 t. M., 1963–

T. 6. S. 349-588.

Kant I. Ideya vseobshchey istorii vo vsemirno-grazhdanskom plane // Kant I. Soch.: V 6

t. 1963–1966. T. 6. S. 5-23.

Kant I. Kritika chistogo razuma // Kant I. Soch.: V 6 t. 1963–1966. T. 3. S.69-774.

Kant I. O razlichnykh chelovecheskikh rasakh // Kant I. Soch.: V 6 t. M., 1963–1966. T.

S.443-462.

Kant I. Predpolagayemoye nachalo chelovecheskoy istorii // Kant I. Kritika sposobnosti

suzhdeniya. SPb., 1995. S. 477-491.

Tetyuev L. I. Transtsendental'naya filosofiya: sovremennyy proyekt. – Saratov: Izd-vo

Sarat. un-ta, 2001.

Khaydegger M. Kant i problema metafiziki M., 1997.

Brelage M. Studien zur Transzendentalphilosophie. Berlin, 1965.

Düssing K. Die Theologie in Kants Weltbegriffe. – Bonn, 1968.

Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. - 2. Aufl. Frankfurt a. M., 1951.

Höffe O. Transzendentale Ethik und transzendentale Politik: Ein philosophisches Programm // Prinzip Freiheit. Eine Auseinandersetzung um Chancen und Grenzen transzendentalphilosophischen Denkens. – Freiburg-München, 1979. – S. 141–170.

Knittermeyer H. Der Mensch der Erkenntnis. Hamburg 1962.

Krings H. Reale Freiheit. Praktische Freiheit. Transzendentale Freiheit // Simon J. (Hg.):

Freiheit. Theoretische und praktische Aspekte des Problems. – Freiburg-München, 1977.

– S. 85–113. 15.

Rickert H. Die heidelberger Tradition und Kant. Berlin, 1934.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2019 Л.И. Тетюев / L.I. Tetyuev

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.