BALLET «SHADOW’S OF GOBUSTAN’» AND RELATED SYMBOLS / БАЛЕТ «ТЕНИ ГОБУСТАНА» И СВЯЗАННЫЕ С НИМ СИМВОЛЫ

Ф. А. Мир-Багирзаде / F.A. MIR-BAGIRZADE

Abstract


В настоящей статье автор исследовала развитие балета «Тени Гобустана» на музыку композитора профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского, народного артиста Азербайджана Фараджа Гараева и его дальнейшее развитие. Балет впервые был поставлен на сцене Азербайджанского Театра Оперы и Балета в 1969 году. Декорации балета и костюмы были созданы народным художником СССР и Азербайджана Тогрулом Нариманбековым. Хореографами балета были тогда ещё молодые балетмейстеры, ныне ставшими знаменитыми - народные артисты Азербайджана: Рафига Ахундова и Максуд Мамедов. Эта тема была созвучна и композитору, и художнику, а также отражению истории первобытного человека и изображению его образа жизни на древних наскальных рисунках в Азербайджанском Гобустанском национальном историкохудожественном заповеднике. Балет имел ошеломительный успех не только в Баку, но и в странах зарубежья, потому что всё было удивительно естественно воссоздано в синтезе этим творческим коллективом за 40 дней. В 2013 году состоялась премьера этого балета. Балет повествует об образе жизни первобытных людей, живущих в условиях суровой природы. Спектакль состоит из плавно перетекающих друг в друга частей - развёрнутых картин «Огонь», «Солнце», «Охота», где вместе с хороводами, элементами классического танца и весьма эмоциональным «Яллы», проступают индивидуальные черты и отношения персонажей, их характеры и чувства. Хореографический рассказ о пробуждении и утверждении человеческого в человеке, навеян наскальными рисунками Гобустана. Через стены показывают этот процесс постепенного изменения, происходящий через устремлённость и волевые усилия. Четвёртая часть балета называется «Художник». Художник – некий талантливый романтик, запечатлевший для нас – потомков – сцены своих будней каким-то режущим инструментом, ставшим для него предметом собственного приобщения к будущей цивилизации, с помощью которого он и передал весточку о себе и своем времени нам, теперь активно изучающим своё прошлое и по его символам.  Идея произведения – показать процесс выстраивания личности в процессе познания и преодоления природных стихий, утверждения разума и воли, создания человеческих отношений и обнаружения красоты творческого созидания. Динамичный, финальный эпизод балета составляет древний коллективный круговой танец «Яллы», пластика движений которого является своего рода антитезой хаотичным и безвольным движениям человеческой толпы в сцене балета. Таким образом, новая постановка премьерного балета состоялась 31 мая 2013 года, которая нашла своё новое воплощение и продолжение с интересными световыми эффектами, подсветкой и музыкальным сопровождением под открытым небом в Гобустанском национальном историко-художественном заповеднике. Живые декорации оживали с прекрасным исполнением актёров балета.

Keywords


сюжет, постановка, премьера, освещение, подсветка, театр, масштаб, край, наскальные изображения, живопись, следы, скалы, облака, огонь, гроза

References


ЛИТЕРАТУРА:

Анар (Рзаев Анар Расул оглы). Французские дни Азербайджанского балета. Газета «Советская музыка». 1971, №3.

Балет «Тени Гобустана» – один из проектов II Всемирного форума по межкультурному

диалогу «Тени Гобустана»: ожившие картинки прошлого. URL:

file:///C:/Users/Feride/Desktop/Teni%20kobustana.html

В Баку показали «Тени Гобустана». Электронная газета «Trend news agency».

URL:https://www.trend.az/life/culture/2223711.html (дата обращения 20.12.2013).

Высоцкая М. Тени оживают в полдень. Электронная газета

URL:file:///C:/Users/Feride/Desktop/Teni%20kobustana.html

Журнал «World of Azerbaijan».Стамбул. Журнал «Art». «Тени Гобустана». Композитор

Фарадж Караев. Париж. Монте-Карло, Ницца, Люксембург. 1969. Азербайджанский Государственный Театр Оперы и Балета им. М.Ф. Ахундова.

URL:file:///C:/Users/Feride/Desktop/Teni%20kobustana.html

Карагичева Людмила. Новая мысль, новые образы. Газета «Бакинский рабочий»

05.1969

Лёшин В. Тогрул . Журнал «Театр». М.:1976. №1.

«Тени Гобустана»: ожившие картинки прошлого. Электронная газета «Day.az». Культура.

URL: https://news.day.az/culture/405813.html (дата обращения: 01.06.2013)

TRANSLIT

Аnar (Rzayev Аnar Rasul oqli ). Frantsuzkiye dni Azerbaydjanskoqo baleta. Qazeta «Sovetskaya muzika» 1971. №3.

Balet «Teni Qobustana» – odin iz proyektov II Vsemirnoqo foruma po mejkulturnomu dialoqu

«Teni Qobustana»: ojivshiye kartinki proshloqo. URL:

file:///C:/Users/Feride/Desktop/Teni%20kobustana.html

V Baku pokazali «Teni Qobustana». Elektronnaya qazeta «Trend news agency». URL:

https://www.trend.az/life/culture/2223711.html (dаtа оbrasheniya: 20.12.2013)

Visotskaya М. Теni ojivayut v polden. Elektronnaya qazeta

URL: file:///C:/Users/Feride/Desktop/Teni%20kobustana.html

Jurnal «World of Azerbaijan». Stambul. Jurnal «Art». «Teni Qobustana». Коmpozitor Faradj

Karayev. Parij. Monte-Karlo, Nitsa, luksemburq.1969. Аzerbaydjanskiy Qosudarstvenniy Teatr

Operi i Baleta im.M.F.Ахundova. URL: file:///C:/Users/Feride/Desktop/Teni%20kobustana.html

Каraqicheva Ludmila. Novaya misl, noviye obraz. Qazeta «Bakinskiy rabochiy». 26.05.1969.

Leshin V. Тоqrul . Jurnal «Теаtr». М.:1976. №1.

«Teni Qobustana»: оjivshiye kartinki proshloqo. Elektronnaya qazeta «Day.az», Kultura. URL:

https://news.day.az/culture/405813.html (dаtа оbrasheniya: 01.06.2013)


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2019 Ф. А. Мир-Багирзаде / F.A. MIR-BAGIRZADE

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.