HISTORICAL NARRATIVE IN DIGITAL CULTURE: PROBLEMS OF PRESENTATION AND UNDERSTANDING /ИСТОРИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ В ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ

A. S. Miloslavov / А.С. Милославов

Abstract


В статье рассматривается исторический нарратив как один из существенных элементов культуры. Указываются его основания и возможные функции в научном познании. Обсуждаются вопросы, связанные с трансформацией традиционных (текстовых) нарративных практик под влиянием цифровых технологий. В этом контексте анализируется концепция иерархии уровней понимания, которая была предложена Мусхелишвили Н.Л. и Шрейдером Ю.А, для ситуации непрямой коммуникации [6]. На основании последней предлагается набросок методологической программы, которая может способствовать корректному выбору инструментов представления исторического нарратива с помощью инфо-коммуникационных технологий (ИКТ).

Keywords


инфо-коммуникационные цифровые технологии (ИКТ), нарратив, история, непрямая коммуникация, семантика, прагматика, понимание

References


ЛИТЕРАТУРА

Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы

// Вопросы философии. – 2000. – № 3. – С. 29 – 42.

Дройзен И.Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. – СПб.: Владимир Даль. – 2004.

Караваев Э.Ф. Некоторые современные философские вопросы информатики // Философские искания: Московско-Петербургский сборник. Выпуск 2 / Под ред. В.В. Миронова. – М.:

Изд-во Московского университета, – 2011. – С. 214 – 232.

Кнут Д. Программирование как искусство // Лекции лауреатов премии Тьюринга: Пер. с

англ./ Под ред. Р. Эшенхёрста. – М.: Мир 1993, – С. 48 – 64.

Манин Ю.Л. Математика и культура // Манин Ю.Л. Математика как метафора. – М.:

МЦНМО, – 2008. – С. 15-51.

Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Метапсихологические проблемы непрямой коммуникации // Когнитивная эволюция и творчество / отв. ред. И.П. Меркулов. – М.: ИФ РАН, –

– С. 33 – 55.

Нил’O К. Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения. Пер. с англ. – М.: Изд-ство АСТ, – 2018. – 320 с.

Bruner J.S. Narrative and paradigmatic modes of thought // Learning and teaching the ways of

knowing (Eight-fourth Yearbook of the National Society for the Study of Education) / Eisner F.

(ed.). – Chicago: Chicago Univ. Press, – 1985. – P. 97 – 115.

Chaitin, G. The limits of reason // Scientific American. 294, (Mar. 2006), – P. 74-81.

Morgan M. S., Wise N. M. Narrative science and narrative knowing. Introduction to special issue

on narrative science // Studies in History and Philosophy of Science. Part A. Vol. 62. April, 2017. –P. 1–5.

Varfolomeyev A. Ivanovs A. Representation of Historical Sources on the Semantic Web by Means of Attempto Controlled English // Knowledge Engineering and the Semantic Web. 4th International Conference, KESW, St-Petersburg. Berlin, Springer, – 2013. – P. 177–190.

White H. The Value of Narrativity in the Representation of Reality // Critical Inquiry, Vol. 7, No.1, On Narrative (Autumn, 1980). – P. 5–27.

TRANSLIT

Brokmeier J., Harre R. Narrtiv: problemi i obeschaniya odnoy alternativnoy paradigm // Voprosi

filosofii. 2000. №3. S. 29 – 42.

Droyzen I.G. Istorika. Lekcii ob enciklopedii i metodologii istorii. – SPb.: Vladimir Dal, – 2004.

Karavaev E.F. Nekotorie sovremenniye filosofskiye voprosi informatiki // Filosofskie iskania:

Moskovsko-Peterburgskiy sbornik. Vipusk 2 / Pod red. V.V. Mironova. M.: Izd-vo Moskovskogo

universiteta, – 2011. – S. 241 – 232.

Knut D. Programmirovanie kak iskusstvo // Lekcii laureatov premii T’uringa: Per. s angl. / Pod

ped. R. Eshenhersta. – M.: Mir, – 1993. – S. 48 – 64.

Manin Y.L. Matematika i kultura // Manin Y.L. Matematika kak matafora. – M.: MCHMO, 2008,

– S.15 – 51.

Mushelishvili N.L., Shreyder Yu.A. Metapsihologicheskiye problemi nepryamoy kommunikacii //

Kognitivnaya evolucia i tvorchestvo / otv. Red. I.P. Merkulov. M.: IF RAN, – 1995. – S. 33 – 55.

Nill’O K. Ubiystvennie bolshie danniye. Kak matematika prevratilas v orudjie massvogo poragenia. Per. s angl. – M.: Izd-vo ACT, – 2018. 320 P.

Bruner J.S. Narrative and paradigmatic modes of thought // Learning and teaching the ways of

knowing (Eight-fourth Yearbook of the National Society for the Study of Education) / Eisner F.

(ed.). Chicago: Chicago Univ. Press, – 1985. – P. 97 – 115.

Chaitin, G. The limits of reason // Scientific American. 294, (Mar. 2006) – P. 74–81.

Morgan M. S., Wise N. M. Narrative science and narrative knowing. Introduction to special issue

on narrative science // Studies in History and Philosophy of Science. Part A. Volume 62, April,

– P. 1–5.

Varfolomeyev, A. Ivanovs, A. Representation of Historical Sources on the Semantic Web by

Means of Attempto Controlled English // Knowledge Engineering and the Semantic Web. 4-th International Conference, KESW, St-Petersburg. Berlin, Springer. 2013. – P. 177- 190.

White H. The Value of Narrativity in the Representation of Reality // Critical Inquiry, Vol. 7, No.

, Autumn. – 1980. – P. 5 – 27.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.