Abstract
В статье анализируется язык рэп-поэзии на примере композиции группы IC3PEAK «Марш». Методологическим основанием исследования послужил герменевтический метод Х.Г. Гадамера, позволяющий рассматривать поэтическое произведение по принципу герменевтического круга, предполагающего приведение «предпонимания» («прошлого») к раскрытию смысла «настоящего» посредством его переопределения в месте актуализации субъективности. Аналитическая модель современного искусства, представленная в данной статье, предъявляет пространство творчества в качестве точки «идентейнмент» или игровой идентичности, обнаруживающей «текучую», «пластичную» реальность, подразумевающую ценность самого протекания или скольжения. Намеренное размывание устойчивых форм фиксирует момент неопределенности, безвременья, безразличия на «острие возможностей», требующего нового языка для своего выражения. Пластичное время опространствливается «между» настоящим и ненастоящим, реальным и нереальным, сквозит в «ставших» конфигурациях и идентичностях, делая их прозрачным и податливым материалом для специфической комбинаторики в современных поэтических конструкциях. В качестве иллюстрации концепции современного искусства в статье производится герменевтический анализ рэп-композиции «Марш» группы IC3PEAK. В тексте статьи раскрываются поэтические приемы, связанные с расстановкой интервалов, «блочным сцеплением слов», использованием различных «раздражителей» для создания впечатления разрушенных границ между реальным и нереальным («фейковым», театральным). Дополнительные возможности для нейтрализации этого различия предоставляет видеоклип данной композиции, визуализирующий состояние неразличенности «настоящее / ненастоящее». Герменевтический анализ способствует прояснению специфического отношения современно- 42 STUDIA CULTURAE: Вып. 1 (43) сти к образам «прошлого», милитаристской эстетике, идеологизированным практикам. Смещение границ «прошлое / настоящее», «реальное / нереальное» и постановка их под вопрос в современном искусстве выявляют сферу неопределенности человеческого существования, обнаруживая необходимость его переопределения, в частности, в новой эстетической форме
Keywords
герменевтический метод, рэп-поэзия, «идентейнмент», игровая идентичность, эстетика, современное искусство
References
Суверенная власть и голая жизнь. – М.: Издательство
«Европа», 2011. – c 256.
Бауман З. Донскис Л. Моральная слепота: утрата чувствительности в эпоху текучей
современности. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019 – с. 368.
Рикёр П., Гадамер Х.-Г. Феноменология поэзии. М.: Группа компаний «РИПОЛ
классик / «Панглосс», 2019. – с. 353.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики Мир — Конечность — Одиночество.
СПб.: Владимир Даль, 2013 – с. 550.
«Meduza» (20.11.2017). URL: https://meduza.io/feature/2017/11/20/shkolnik-iz-novogourengoya-rasskazal-v-bundestage-chto-ne-vse-nemetskie-soldaty-hoteli-voevat-v-rossiiego-obvinili-v-opravdanii-natsizma (дата обращения 11.05. 2020).
TRANSLIT
Agamben, Dz. Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. M.: Izdatel'stvo «Evropa»,
– P. 256.
Bauman Z. Donskis L. Moral'naya slepota: utrata chuvstvitel'nosti v epohu tekuchej sovremennosti. SPb.: Izdatel'stvo Ivana Limbaha, 2019 – P. 368.
Riker, P., Gadamer, H. Fenomenologiya poezii [The Phenomenology of Poetry]. Moskow: Gruppa Кompanij "RIPOL klassik"/"Pangloss", 2019. P. 353.
Khajdegger M. Osnovnye ponyatiya metafiziki Mir — Konechnost' — Odinochestvo.
SPb.: Vladimir Dal', 2013 – P. 550.
«Meduza» (20.11.2017). URL: https://meduza.io/feature/2017/11/20/shkolnik-iz-novogourengoya-rasskazal-v-bundestage-chto-ne-vse-nemetskie-soldaty-hoteli-voevat-v-rossiiego-obvinili-v-opravdanii-natsizma (data obrashcheniya 11.05. 2020).
Copyright (c) 2020 S. V. Kardinskaya / С.В. Кардинская