ЭХО ПРОСВЕЩЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Z. Alieva / З. Алиева

Abstract


Просвещение, как масштабное культурно-просветительское движение общественного мнения, впервые сформировалось во Франции со всей его классической точностью, последовательностью и радикализмом. В девятнадцатом веке в азербайджанской литературе возникла новая интеллектуальная атмосфера. Возникновение новых творческих литературных сил отразило в себе синтез традиционной исламской и современной русско-европейской культуры как социокультурного феномена. Азербайджанская культура – это уникальная культура, которая сочетает в себе культуры кавказских, тюрко-мусульманских и европейских народов, и возникла на стыке родственных религий и идеологий великих цивилизаций, таких как Восток и Запад, малых и многочисленных народов мира. То есть кавказские, русские, европейские и персидские культурные ценности объединены в азербайджанской культуре. В статье рассматривается отношение к религии основоположника азербайджанского просвещения Мирзы Фатали Ахундазе. Мысли и размышления Ахундзаде о философии, литературе и искусстве в основном отражены в его философском трактате, так называемых «письмах Камала уд-Довле». В статье автор констатирует, что Ахундзаде – выдающийся философ, впервые в истории Азербайджана улучшивший свои мысли и взгляды как на материализм, так и на религиозную критику. В его мыслях критикуются исламский радикализм, восточный деспотизм (абсолютная власть), угнетение свободы мысли и суровый восточный феодализм, нарушающий права людей. Ахундзаде утверждает, что религия и наука не могут сосуществовать, и изображает конфликт между религией и наукой. А также он изображает невежество стран Востока и азиатских народов, соответствие между их религиозными взглядами и избыточными традициями того времени.

Keywords


Ислам, Коран, «Письма Камал-уд-Довле», исламский протестантизм, естественные права, естественный человек

References


TRANSLIT

Aliyeva Zohra(2011). Azerbaijani and French enlightenment: mutual relations.Baku:Seda

press, 214p.

Дашдамиров А.Ф.(1996) Национальная идея и этничность: Москва: 90с.

Dashdamirov А.F.(1006) National idea and ethnicity: Moscow, 90 p.

http://www.kultura.az/news/20120614092409373, 2012.

Rafig Yusifoghlu, “525th” Newspaper- 2012.- 5 June.- p.6.

Georgeon F.(1006)«Note sur le modernisme en Azerbaïdjan au tournant du sciècle»

dans « Le réformisme musulman en Asie Centrale, du « premier renouveau à la

soviétisation, 1788-1937, numéro spécial des cahiers du Monde Russe, XXXVII/1-2,

janvier – juin, p.97-106.

Tadeusz Swietochowski(1995) Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition

(New York: Columbia University Press),285p.

Axundzadə.M.F.(2005)Əsərləri : Üç cilddə. . 2 - ci cild : Kəmalüddövlə məktubları:

fəlsəfi, ədəbi - tənqidi və tarixi məqalələr.- Bakı: “Şərq – Qərb”,376 s.

Works of M.F. Akhundzadeh. : in three volumes. II volume Baku: “East - West”,

2005,376 p. (in Azerbaijani)

Mirza Fatali Akhundov-200.(2012) Milli Azərbaycan Tarixi Muzeyi Baku,

Mammadоv N. M.(1978)F.Аkhundоv's realism Bакu: Еlm,240p


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2020 Z. Alieva / З. Алиева

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.