Конфликт реального с символическим в смыслопорождении музыкальной драматургии

Э. К. Вежлева, И. В. Шугайло

Abstract


В рамках психоаналитического дискурса Ж. Лакана фундаментальной является топологическая фигура, формируемая тремя регистрами — Реального, Воображаемого и Символического. Культура генерирует семантическое поле, необходимое для возникновения знаков,формируемых бессознательным. Благодаря ассоциативной природе восприятия, музыкаоказывается тем феноменом, который предстает на границе между не поддающимся символизации Реальным и Воображаемым, питающим знаковое поле Символического. В даннойстатье на примерах анализа музыкальных произведений предпринимается попытка проследить это взаимное столкновение регистров, способы, какими музыкальному произведению удается создать наполненную смыслами перцептивную ткань восприятия.

Ключевые слова: психоанализ, бессознательное, музыкальное произведение, Реальное, Символическое, динамика восприятия

 

KONFLIKT REAL''NOGO S SIMVOLIChESKIM V SMYSLOPOROZhDENII MUZYKAL''NOJ DRAMATURGII

THE CONFLICT REAL WITH SYMBOLICAL IN A SMYSLOPOROZHDENIYE OF MUSICAL DRAMATIC ART

In the framework of the psychoanalytic discourse of J. Lacan there is a fundamental topological figure, formed by the three registers : the Real, the Imaginary and the Symbolic. Culture creates necessary semantic fi eld for the signs generated by the unconscious. Due to the associative nature of perception music is the phenomenon, which appears on the border between the Real which is beyond the symbolization and the Imaginary which gives material to the fi eld of Symbolic. This article contains the examples of the analysis of musical works and an attempt to trace this mutual collision of the registers, methods, whose provide the possibility of musical composition to create a full of meanings fabric of perception.

Key words: psychoanalysis, the unconscious, the musical work, the Real, the Symbolic, dynamics of perception


Refbacks



Copyright (c) 2015 Studia Culturae