ДЕКАДАНС СОВРЕМЕННОГО ЛЕКСИКОНА КУЛЬТУРОЛОГИИ

А. Д. Шоркин

Abstract


В последние десятилетия были введены и стали широко использоваться ряд концептов культурологии, которые затрагивают актуальную проблематику, но во многом дезориентируют научный поиск. Каждый из них содержит разительно отличающиеся коннотаты, что, однако, аналитически не фиксируется. «Культурный капитал» – это не термин, имеющий единственное и чётко очерченное значение, но только имя, словесная оболочка, под которой скрыты разные понятия,тяготеющие к тому или иному коннотату «капитала». Популярные концепты «культурных индустрий» и «культурного капитализма» девальвируют понятие шедевра искусства, концепт «креативной экономики» энергично и прямолинейно вытесняет гуманитарную суть культуры. Многие концепты современного лексикона культурологии используются лишь метафорически и являются, по сути, словесными
ловушками: их актуальные и привлекательные, на первый взгляд, смыслы подвержены быстрой и незаметной инверсии, устроенной по принципу внезапной и мертвящей хватки капкана. В случае с понятием «ухудшающего отбора» в капкан неизбежности упадка вкусов и деградации попадает вся культура. Отстаиваемый в статье тезис по поводу концепта «болезни издержек» культуры состоит в том, что общество только тогда здорово, когда не считает культурные издержки болезнью. Признавая за обсуждаемыми в статье концептами некоторую полезность в понимании того, что есть культура, нельзя также не замечать их дезориентирующей
роли. Произвольные подмены коннотатов приводят к инверсии смыслов, разрушающей гуманитарную суть культуры, и скорее запутывают, чем проясняют ситуацию. Подобное «обогащение» лексикона культурологии оборачивается его деструкцией. Впору не гордиться нововведениями, а спохватиться и попробовать их существенно уточнить или даже вовсе снять. Растущая популярность двусмысленного и сырого лингвистического инструментария, увы, – ясный признак декаданса лексикона.


Keywords


болезнь издержек культуры, ухудшающий отбор, культурные индустрии, экономика впечатлений, креативный класс, человеческий капитал

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2016 Studia Culturae